После каждого выступления, А. Граф, в первую очередь, говорила детям комплименты, делая акцент на их индивидуальных достоинствах. Но затем просила повторить произведение или его фрагмент и подсказывала, как можно придать мелодии более эмоциональную окраску.
Так, работая с Артемием Имамутдиновым (он учится в ДШИ №1 Сатки у Надежды Алексашиной), исполнившим два этюда Черни-Гермера, Аглая сказала, что эти произведения могут служить хорошими упражнениями, и ей очень понравилась активность пальцев Артемия. Но при этом она отметила, что нужно не только тренировать технику, а делать произведение интересным для восприятия. После рекомендаций, данных педагогом, музыка в исполнении ученика звучала уже совсем по-другому, волновала и вызывала мурашки у слушателей. Это ощущение публика подтвердила благодарными аплодисментами.
Прослушав «Педальную прелюдию ми-минор» С. Майкапара в исполнении Виктории Гайнановой (тоже из ДШИ №1, преподаватель Елена Глазкова), Аглая отмела красивое исполнение и чувство гармонических изменений, которое присуще ученице. А затем предложила сыграть так, как написал композитор, с запаздыванием нот. Выяснив, что подобное исполнение ученице не по душе, заметила: - Очень важно вначале сыграть, как написал композитор и понять, что он хотел этим донести. Затем можно поработать и исполнить по-своему.
В ответ на любимую многими «Шутку» Баха, исполненную фортепианным ансамблем в составе Ирины Чепурновой и Софьи Субботиной (они в ДШИ Бакала у Елены Долининой), Аглая поделилась детским воспоминанием: - Это произведение для флейты с оркестром. Мой папа – флейтист (Петер-Лукас Граф – Ред.), и я часто бывала на его концертах. Однажды, еще маленькая, я проспала весь концерт, а проснулась, когда это произведение исполнялось на бис. Оно мне тогда очень понравилось и запомнилось, так как полно энергии. Здесь очень важна партия левой руки. В барочной музыке это основа, база. А бас здесь генерал.
Георгию Кузьмину (ДШИ №1, преподаватель Ирина Воробьева) в ответ на «Опус 299, этюд №4» К. Черни Аглая Граф посоветовала больше внимания уделять левой руке. Такой же совет она дала Ангелине Немчиновой (она тоже учится в ДШИ № 1, но у Гузалии Самигуллиной) после исполнения «Арабеску ми-мажор» К. Дебюсси. Для большей эмоциональности Аглая порекомендовала ей играть не абстрактную музыку, а представлять что-то конкретное, вкладывать больше чувств, передавать то, что композитор имел в виду. - Вначале послушай тишину и сыграй введение так, как будто что-то спускается с небес и затем получает развитие, – сказала она.
Полине Карповой (ДШИ №1, преподаватель Елена Глазкова), которая исполнила произведения собственного сочинения, Аглая подсказала, что хорошо бы написать динамику, которая используется в музыкальных пьесах девочки, чтобы при исполнении более точно регулировать громкость и другие нюансы. - Когда я создаю собственные произведения, сначала пишу ноты, без динамики, – поделилась опытом композиции Аглая. – А затем добавляю артикуляцию. Хоть сначала и кажется, что должны быть только ноты, но когда поработаешь, сделаешь уточнения, видишь, что это помогает самовыражению. А когда ты осознаёшь, что хочешь выразить сама, начинаешь лучше понимать других композиторов.
Статья и фото Натальи Уфимцевой (материалы газеты «Магнезитовец») |
|