Играй так, словно тебя слушает мастер

           ДШИ №1 имени Ю. А. РОЗУМА

Саткинского муниципального района

                                                                тел. 8(35161) 42027 

Играй так, словно тебя слушает мастер

 

Организатором мероприятия является ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челябинской области». Конкурс проводился на базе ГБУ ВО «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского» (ул. Плеханова, 41).
К конкурсу поданы заявки на участие на 138 учащихся из 50-ти учебных заведений области (Челябинск, Магнитогорск, Копейск, Златоуст, Миасс, Трёхгорный, Снежинск, Верхний Уфалей, районов Ашинский, Еманжелинский, Верхнеуральский, Карталинский, Саткинский, Кусинский и др.

«До того как я стал гением, я был чернорабочим фортепьяно» - красочно выразился Игнатий Падеревский, описывая труд пианиста. Наверняка имеется в виду то, что музыкантам, кроме таланта, необходимо умение много и с умом работать за инструментом и без оного, обдумывая программу.

Наши будущие гении Ефим Тимофеев, Полина Танкова, Артемий Имамутдинов, Георгий Кузьмин, Ольга Тришневская сумели подготовиться к Всероссийскому конкурсу пианистов. Екатерина Орлова была активной слушательницей всех конкурсных дней, и это желание и намерение дорогого стоит.

К конкурсу нужно было подготовить большую и серьёзную программу, в которую включена полифония И. С. Баха, первая часть сонатной формы, пьеса. В жюри конкурса вошли ведущие профессора, заслуженные артисты России и республики Башкортостан из музыкальных ССУЗов, ВУЗов России (Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова, Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского, Курганский музыкальный колледж им. Д. Д. Шостаковича).

Председатель жюри – Лев Александрович Франк, профессор кафедры специального фортепиано ФГБОУ ВО «Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова», заслуженный артист России и Республики Башкортостан, лауреат Международного конкурса пианистов в Италии.

Члены жюри: Кушвид Владимир Николаевич – преподаватель, председатель предметно-цикловой комиссии «Фортепиано» ГБПОУ «Курганский областной музыкальный колледж имени Д.Д. Шостаковича», заслуженный работник культуры РФ; Олег Павлович Яновский ? заведующий кафедрой специального фортепиано, камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского, профессор, заслуженный артист РФ.

Ю. А. Розум и О. П. Яновский проводили мастер-классы с участниками конкурса, где пианисты были вдохновлены на дальнейшую работу. Юрий Александрович и Олег Павлович так по-разному давали материал, каждый преподнёс столько ценного, что мастерство преподавателя было в том, чтобы выбрать из этого арсенала именно то, что больше подходило для юного пианиста. Ведь музыка ? искусство пластичное и многовариантное, и чем большим количеством возможных вариантов развития событий в исполняемый программе овладеет музыкант, тем лучше.

«Играй так, словно тебя слушает мастер», говорил Р. Шуман. После мастер-классов может реально создаваться такое ощущение. Исполнять программу мастеру, который уже занимался с тобой, гораздо проще, потому что кажется, что во время исполнения тебе помогают и ведут, указывая дорогу.

Подготовка к конкурсу - это начало истории. Сами конкурсные приключения были уже непосредственно в Челябинске.

12 декабря были назначены репетиции в большом зале ЮУрГИИ, кто знает, что это такое - тот герой. Время - семь часов вечера, восьмой. В ночь идём репетировать ещё на Советскую, 51,где играют малыши. Зал раза в четыре-пять больше нашего. Сцена высокая, пол деревянный, акустика со своими особенностями. Звук уходит от исполнителя, но не возвращается. Может, от страха глаза велики, может, с непривычки, но ощущение, что играешь, как в вату, будто оглох. Впереди очередь из конкурсантов, позади очередь. Все, кажется, играют лучше тебя. Рояль не слушается, руки не разыгранные, кабинетов позаниматься нет. Учителя что-то кричат из глубины и темноты зала, что-то то требуют. И это ещё не всё, это только начало. Впереди три насыщенных конкурсных дня, где случилось миллион открытий. Мы со всем этим справились, слава богу.

Ефим Тимофеев отмечен в группе «Дебют», что очень приятно. Георгий Кузьмин, давно уже показывающий пример всем нашим ребятам в ДШИ, как надо заниматься, сколько и как совладать собой на ответственных мероприятиях, стал дипломантом конкурса. Полина Танкова, Артемий Имамутдинов и Ольга Тришневская достойно держались на сцене, сделали всё, что возможно, стали почётными участниками серьёзного рейтингового Всероссийского конкурса. Главное, что ребята услышали своих сверстников из специальных школ и школ при консерваториях, где маленькие детишки умеют работать. Смотришь на них, вроде бы в беленьких колготочках и бантиках, а слышат, видят и понимают! А группа 11-13, 14-16-летних играют как взрослые, состоявшиеся музыканты.

Жюри конкурса обстоятельно разобрали выступления юных пианистов, их рекомендации прямо сейчас возможно принимать к действию.

Лев Александрович Франк так по-доброму поблагодарил преподавателей и учеников за то, что детское исполнительское искусство живо и продолжается, отметив, что участие в таком статусном конкурсе ? серьёзный шаг для юных музыкантов. Лев Александрович говорил, что исполнение Баха в старшей группе его более устраивает, чем исполнение младшей.

Интонация, расшифровка, как формируется материал, тональность, символика ? всё важно. Редакции и погружение в характер, метр, смысл, размер, думать и вести своего ученика. Поэтому вряд ли нас устроит весёленькое исполнение минорной тональности. Редакция Бузони ? может, ушло уже её время, есть другие ориентиры, необходимо что-то пересмотреть, послушать современных исполнителей.

Нельзя копировать исполнение Гульда, но некоторые качества  можно взять на вооружение. Инвенцию трехголосную Си минор, и вообще минорные тональности, детям очень сложно исполнять, не хватает художественности, осмысленности. Хотя сегодня были угаданные состояния, но часто в инвенциях встречаются такие хитрые звуковые сплетения, которые сложны для исполнения юными пианистами. Были хорошие исполнения второго тома ХТК, где фуги получались лучше, чем прелюдии (Фа-минор, До-минор).

Прошу…, избавьтесь в До-миноре ХТК (1 том) от излишне резвого темпа, не устраивайте «мясорубку» в начале, и тогда просто всё встанет на свое место... Аллегро указатель не темпа, а энергетики.

Соната – Моцарт - фа мажор, поэтичность, а дети увлекаются темпами. Гайдна часто играют быстро, детали проскакивают мимо. Бетховен - 5 соната, 1 соната - часто играют только первую часть, но она не самостоятельна, она в компании. Не стоит облегчать и упрощать, необходимо играть крупным звуком. 1 соната и 23 соната фа минор - как маленькая Аппасионата. 5 соната – необходимо установить второй аккорд, и затем найдется нужный темп, т.к. быстрые темпы не дают играть подробно, вслушиваться в то, что выходит из под пальцев.

Владимир Николаевич Кушвид отметил, что важно в полифонии для профессионального исполнения необходимо обозначить контрастный материал, темы и имитации нужно исполнять один к одному, выдерживая протяжённость звука, дослушивая последнюю ноту. Перед исполнением стоит подумать о контрасте тем. Владимир Николаевич отметил применение педали самыми юными исполнителями, т.к. педаль украшает звучание произведения, а кто лишён при данной акустике навыков использования педали, во многом проигрывает.

Олег Павлович Яновский с присущим ему юмором добавил, что программа должна соответствовать возможностям ребёнка, голова, уши, координация должны справляться со всеми задачами. Многим конкурсантам посоветовал пересмотреть аппликатуру в репетиции - смена пальцев не всегда целесообразна.
Педализация должна соответствовать акустике зала, иногда в произведениях Мендельсона педаль на 2 такта превращает его в современного композитора Птичкина. Штрихи иногда теряют осмысление, если мы добиваемся их ради штриха. Непростой рояль - но многие справились. Значит, у ребят есть ресурсы, они могут двигаться и развиваться, что очень радует.

Несомненно, радует, что у нас есть преподаватели, способные учиться, делать выводы, вращаться в искусстве, воспитывать юных музыкантов, способных развиваться, мыслить, вдохновляться.

В Детской школе искусств №1 им. Ю.А. Розума есть такие дети и преподаватели.

Есть родители, которые поддерживают все начинания.

Скажем всей этой дружной команде СПАСИБО! 

Дата последнего обновления страницы 15.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения